
Продолжаем серию познавательных статей "Из чего делают бронепанели." Акт #3 Арамиды. Вообще арамиды делятся на 3 основных вида, но мы рассмотрим только пара-арамиды, поскольку именно они используются в бронепанелях. Арамиды изобрели приблизительно в 70х годах, в СССР в ВНИИВ, это были свои собственные разработки, которые опережали зарубежные аналоги. Основные преимущества арамидов это вес, легче них только СВМПЭ. Так же в сравнении со стальными нитями, арамиды в несколько раз прочнее на разрывные нагрузки. В основном эта характеристика и является тем что используют для остановки пули. Так же арамиды термо устойчивы. Как правило, пара-арамиды имеют высокие температуры стеклования около 370 °C, практически не горят и не плавятся. Температура начала карбонизации около 425 °C. Это плюсы. А теперь о минусах. Основной минус это цена. Далее следует такой минус как неспособность самостоятельно взаимодействовать с высокоскоростными пулями. (Со скоростью выше ~450 м.с.) пуля на этих скоростях просто раздвигает волокна арамидов и почти не задерживаясь летит дальше. В связи с этими свойствами приходится арамиды использовать как часть композита, укрепляя его другими материалами.
Кому есть что добавить в тему рассуждения о данном виде материалов, милости просим ;)

Из чего делают бронепанели.
Акт #2 Сегодня поговорим о СВМПЭ (сверх высоко молекулярный полиэтилен). Насколько мне известно первые образцы его были изобретены в конце 70х годов в Твери. Там было НИИ, которое в 90х годах чудом сгорело со всем оборудованием по производству СВМПЭ и которое потом вдруг появилось в Китае и понеслось производство. По составу это тот же полиэтилен, но молекулярные связи гораздо крепче. Это как раз то свойство, которое используют в бронепанелях. У него есть свои плюсы. Дешевизна производства, он гораздо дешевле и проще в производстве чем арамиды. По прочности на разрыв нити он почти как арамиды. В каких то показателях лучше, в каких то хуже. Он легче арамидов, не на много, где то около 10 - 20 %. Но при этом больше арамидов в объеме. Теперь минусы СВМПЭ. Как ни крути, но СВМПЭ остается полиэтиленом. Этотзначит он горюч, плавится при температуре свыше 60 гр по Цельсию. Раньше СВМПЭ еще и боялся морозов, по последним тестам его смогли улучшить в этом параметре. Самое главное для СВМПЭ в броне это то что при 60гр цельсия он начинает плавиться, это значит что любая пуля которая тем или иным образом будет горячее 60гр просто его проткнет как горячий нож в масло. Гарантии что в вас не прилетит к примеру БЗТ или Б32, это патроны с зажигательным составом, никто не даст. А в СССР этих патронов наделали ооооочень много. На рисунке хорошенько разогретая пуля ПС-43 из АКМ на излете прожгла СВМПЭ.
Из чего делают бронепанели.
Акт #1. На сегодняшний день почти все бронепанели делают из нескольких видов материалов, которые непосредственно участвуют в остановке и разрушении пули. Это: сталь, металлокерамика, арамидные волокна, СВМПЭ. Остальные новшества такие как жидкая броня и нанотрубки как показала практика еще очень сырой материал в котором полно неизученных свойств и распространения он пока не получил.
Рассмотрим самый дешевый вид брони - сталь. У нее есть неоспоримые плюсы, это дешевизна. В цене с ней никто не поспорит. Второй плюс это простота и неприхотливость в эксплуатации. Пожалуй на этом все. Дальше минусы. Сталь боится бронебойных патронов, пули с термоупрочненным сердечником или карбидвольфрамом просто вышибают в ней дырку. Вес в сравнении почти с любым сопоставимым по классу композитом у стали выше. Пример. Стальная бронепанель площадью 7,5 кв.дм. будет весить в пределах 3,8 - 4,0 кг. Вес нашей брони (керамика + арамидный пакет) 2,8 кг. И при этом наша панель будет держать бронебойные, сталь нет. Ну и пожалуй главный минус стали это контузия. При попадании пули в сталь она чуть вминается и останавливает пулю за счет передачи импульса на всю площадь. А дальше этот импульс уходит в тело. Сталь не гасит энергию, а просто препятствует проникновению пули в тело. Получается, что встреча в бронежилете со стальной панелью и пулей равносильна что тебя сбивает автомобилем. Вроде тушка цела, но вот внутренности все нахрен отбиты. Мой совет, не гнался бы ты поп за дешевизной.